Рассмотрим вопросы изучения спроса на услуги связи.
Спрос на услуги связи рассматривается как платежеспособная потребность, то есть как тот объем услуг, который потребитель готов оплатить при существующих тарифах.
В организациях связи исследование спроса следует проводить по видам предоставляемых услуг:
·
в форме обмена, когда
потребление услуг неотделимо от их производства
(количество
междугородных и международных телефонных разговоров,
телеграмм,
письменной корреспонденции и т.п.);.
·
в форме предоставления технических средств (аппараты ГТС,
радиоточки,
каналы,
предоставленные в аренду и др.).
Такие особенности услуг, как их нематериальность, несохраняемость оказывают существенное влияние на нестабильность спроса, неравномерность в течение года, месяц, недели, суток. В момент наибольшей нагрузки велика вероятность появления неудовлетворенного спроса или, наоборот излишних производственных мощностей, рассчитанных на чрезвычайную нагрузку и порождающих непроизводительное использование ресурсов в периоды спада.
Как предложение услуг, так и спрос на них со стороны пользователей формируются под воздействием совокупности факторов внешней и внутренней среды, которые носят как объективный, так и субъективный характер, находятся во взаимосвязи и во взаимозависимости. Изучение, учет и согласование этих факторов и является важнейшей целью маркетингового исследования спроса.
Исследование спроса на услуги связи проводится отдельно по каждому виду основных услуг и по основным категориям потребителей и включает: анализ существующего спроса; выявление и оценку влияния факторов; оценку ценовой эластичности; прогнозирование спроса на услуги связи.
Анализ существующего спроса предполагает
анализ фактического потребления и неудовлетворенного
спроса на услуги, а также тенденций их изменения.
Спрос на услуги связи обусловлен комплексным влиянием значительного количества факторов, которые можно объединить в следующие группы:
ü по сфере проявления влияния: внешние и внутриотраслевые;
ü по времени воздействия: постоянные, циклические, случайные;
ü по способу выражения: количественны.
Набор факторов спроса на конкретную услугу в определенном потребительском сегменте рынка в различные временные периоды может увеличиваться или сокращаться, так же как может повышаться или снижаться степень их влияния. Изучение внешних и внутриотраслевых факторов, определяющих спрос на услуги связи, осуществляется на основе корреляционно-регрессионного анализа, при котором оценивается связь между отдельным фактором и соответствующим ему уровнем потребления услуги. Для прогнозирования целесообразно учитывать наиболее значимые факторы, как внешние, так и внутриотраслевые (табл. 1).
Классификация факторов, определяющих спрос на услуги связи (табл. 1).
Индивидуальные
пользователи (население) |
Деловой сектор (корпоративные
клиенты) |
Внешние
факторы |
|
1.
Социально-демографические характеристики пользователей: |
|
1.1.Абсолютное количество пользователей
данного вида услуг (единиц); 1.2. Удельный вес пользователей
данного вида услуг в числе потенциальных
клиентов (%); 1.3. Половозрастной состав
основных потребителей 1.4. Социальная принадлежность |
1.1. Абсолютное количество пользователей данного вида услуг
(единиц); 1.2. Вид собственности; 1.3. Сфера
деятельности; 1.4. Количество
работников; 1.5. Наличие филиалов и
внешних |
2. Поведенческие: |
|
2.1. Интенсивность
потребления услуг пользователем (количество услуг в форме 2.2 Средняя
продолжительность сеанса связи (для услуг в форме обмена); 2.3. Информированность потребителей
ой услугах (взвешенная балльная оценка); 2.4 Приверженность потребителей
данному виду услуг (взвешенная балльная |
|
3. Экономические: |
|
3.1. Среднемесячный душевой
доход семьи (руб.); 3.2. Удельный вес доходов, выделяемых
в бюджете семьи, организации на услуги данного вида связи
(%). |
3.1. Масштабы предприятия
(объемы производства, уровень доходов); 3.2. Расходы
на оплату услуг (в натуральных или денежных единицах, в % от доходов и т.п.) |
4. Конкурентные: |
|
4.1. Наличие альтернативных
операторов, предоставляющих аналогичные услуги (ед.); 4.2. Потребительские свойства
услуг, предоставляемых различными компаниями 4.3. Тарифы на услуги,
предоставляемые конкурирующими операторами |
|
Внутриотраслевые |
|
1. Уровень развития связи,
и технического прогресса (например, при
изучении спроса на 2. Качество услуг
и качество обслуживания потребителей (например, количество 3. Факторы, учитывающие
степень влияния взаимозаменяемых и взаимодополняемых 4. Уровень тарифов на
услуги (стоимость установки(регистрации), размер |
Отличительной особенностью отраслевого рынка является наличие взаимозаменяемых и взаимодополняемых услуг. В первом случае появление на рынке новых услуг с улучшенными качественными параметрами приводит к снижению спроса на традиционные. Типичным примером тому является сокращение во всем мире количества переданных телеграфных и почтовых сообщений в результате развития телефакса, электронной почты и других видов услуг телематических служб.
Во втором случае развитие одной из взаимодополняемых услуг, например, услуг местной телефонной связи, обеспечивает активизацию спроса на другую, в данном случае междугородные телефонные разговоры. Таким образом, развитие взаимодополняемых услуг обеспечивает активизацию спроса и рассматривается как важнейший отраслевой фактор его формирования и. удовлетворения.
Оценка ценовой эластичности спроса важна при планировании и разработке тарифной политики организации связи. В зависимости от состояния спроса компания может определить возможное влияние предстоящего повышения тарифов на величину потребления этих услуг и, соответственно, на совокупный доход предприятия. В условиях неэластичного спроса любое повышение тарифов приведет к незначительному сокращению обмена и росту доходов предприятий. Таким образом, неэластичный спрос на отдельные услуги дает возможность предприятиям оперировать ценовым фактором в своих интересах, предварительно обосновав конечные результаты принимаемых решений. В условиях эластичного спроса повышение тарифов может вызвать сокращение объема потребляемых услуг и доходов предприятия.