Рассмотрим вопросы изучения спроса на услуги связи.

Спрос на услуги связи рассматривается как платежеспособная потребность, то есть как тот объем услуг, который потребитель готов оплатить при существующих тарифах.

В организациях связи исследование спроса следует проводить по видам предоставляемых услуг:

·         в форме обмена, когда потребление услуг неотделимо от их производства
(количество междугородных и международных телефонных разговоров,
телеграмм, письменной корреспонденции и т.п.);.

·         в форме предоставления технических средств (аппараты ГТС, радиоточки,
каналы, предоставленные в аренду и др.).

Такие особенности услуг, как их нематериальность, несохраняемость оказывают существенное влияние на нестабильность спроса, неравномерность в течение года, месяц, недели, суток. В момент наибольшей нагрузки велика вероятность появления неудовлетворенного спроса или, наоборот излишних производственных мощностей, рассчитанных на чрезвычайную нагрузку и порождающих непроизводительное использование ресурсов в периоды спада.

Как предложение услуг, так и спрос на них со стороны пользователей формируются под воздействием совокупности факторов внешней и внутренней среды, которые носят как объективный, так и субъективный характер, находятся во взаимосвязи и во взаимозависимости. Изучение, учет и согласование этих факторов и является важнейшей целью маркетингового исследования спроса.

Исследование спроса на услуги связи проводится отдельно по каждому виду основных услуг и по основным категориям потребителей и включает: анализ существующего спроса; выявление и оценку влияния факторов; оценку ценовой эластичности; прогнозирование спроса на услуги связи.

Анализ существующего спроса предполагает анализ фактического потребления и неудовлетворенного спроса на услуги, а также тенденций их изменения.

 

Спрос    на   услуги   связи   обусловлен   комплексным    влиянием    значительного количества факторов, которые можно объединить в следующие группы:

ü       по сфере проявления влияния: внешние и внутриотраслевые;

ü       по времени воздействия: постоянные, циклические, случайные;

ü       по способу выражения: количественны.

Набор факторов спроса на конкретную услугу в определенном потребительском сегменте рынка в различные временные периоды может увеличиваться или сокращаться, так же как может повышаться или снижаться степень их влияния. Изучение внешних и внутриотраслевых факторов, определяющих спрос на услуги связи, осуществляется на основе корреляционно-регрессионного анализа, при котором оценивается связь между отдельным фактором и соответствующим ему уровнем потребления услуги. Для прогнозирования целесообразно учитывать наиболее значимые факторы, как внешние, так и внутриотраслевые (табл. 1).

 


Классификация факторов, определяющих спрос на услуги связи (табл. 1).

Индивидуальные пользователи (население)

Деловой сектор (корпоративные клиенты)

Внешние факторы

1.   Социально-демографические характеристики пользователей:

1.1.Абсолютное количество пользователей данного вида услуг (единиц);

1.2. Удельный вес пользователей данного       вида услуг в числе потенциальных клиентов (%);

1.3. Половозрастной   состав   основных потребителей

1.4. Социальная принадлежность
пользователей (уровень образования, род
занятий и др.)

1.1. Абсолютное количество пользователей данного вида услуг (единиц);

1.2.       Вид собственности;

1.3.       Сфера деятельности;

1.4.       Количество работников;

1.5.  Наличие филиалов и внешних
производственных связей

2. Поведенческие:

2.1. Интенсивность потребления услуг пользователем (количество услуг в форме
обмена в месяц);

2.2 Средняя продолжительность сеанса связи (для услуг в форме обмена);

2.3. Информированность потребителей ой услугах (взвешенная балльная оценка);

2.4 Приверженность потребителей данному виду услуг (взвешенная балльная
оценка).         

3. Экономические:

3.1. Среднемесячный душевой доход семьи (руб.);

3.2. Удельный вес доходов, выделяемых в бюджете семьи, организации на услуги данного вида связи (%).

3.1. Масштабы предприятия (объемы производства, уровень доходов);

3.2. Расходы на оплату услуг (в натуральных или денежных единицах,

в % от доходов и т.п.)

4. Конкурентные:

4.1. Наличие альтернативных операторов, предоставляющих аналогичные услуги (ед.);

4.2. Потребительские   свойства   услуг,   предоставляемых   различными   компаниями
(средневзвешенная балльная оценка);       

4.3. Тарифы на услуги, предоставляемые конкурирующими операторами

Внутриотраслевые

1. Уровень развития связи, и технического прогресса (например, при изучении спроса на
предоставление доступа к Интернет - количество ПК, модемов, наличие выхода на
АМТС;   при   изучении  спроса   на   предоставление   доступа  к  телефонной  сети  -
количество   ТА   на   100  жителей,   количество  универсальных   таксофонов   на   100
жителей);

2. Качество  услуг  и  качество  обслуживания  потребителей  (например,   количество
попыток  набора  номера  при установлении  одного  соединения;  процент  вызовов,
закончившихся передачей данных в общем числе попыток; число жалоб на неисправную
работу аппаратов в месяц);

3. Факторы, учитывающие степень влияния взаимозаменяемых и взаимодополняемых
услуг (средняя стоимость взаимозаменяемых и взаимодополняемых услуг и др.);

4. Уровень тарифов на услуги (стоимость установки(регистрации), размер
абонентской платы в месяц, стоимость минуты разговора и др.)


Отличительной особенностью отраслевого рынка является наличие взаимозаменяемых и взаимодополняемых услуг. В первом случае появление на рынке новых услуг с улучшенными качественными параметрами приводит к снижению спроса на традиционные. Типичным примером тому является сокращение во всем мире количества переданных телеграфных и почтовых сообщений в результате развития телефакса, электронной почты и других видов услуг телематических служб.

Во втором случае развитие одной из взаимодополняемых услуг, например, услуг местной телефонной связи, обеспечивает активизацию спроса на другую, в данном случае междугородные телефонные разговоры. Таким образом, развитие взаимодополняемых услуг обеспечивает активизацию спроса и рассматривается как важнейший отраслевой фактор его формирования и. удовлетворения.

Оценка ценовой эластичности спроса важна при планировании и разработке тарифной политики организации связи. В зависимости от состояния спроса компания может определить возможное влияние предстоящего повышения тарифов на величину потребления этих услуг и, соответственно, на совокупный доход предприятия. В условиях неэластичного спроса любое повышение тарифов приведет к незначительному сокращению обмена и росту доходов предприятий. Таким образом, неэластичный спрос на отдельные услуги дает возможность предприятиям оперировать ценовым фактором в своих интересах, предварительно обосновав конечные результаты принимаемых решений. В условиях эластичного спроса повышение тарифов может вызвать сокращение объема потребляемых услуг и доходов предприятия.

Сайт управляется системой uCoz